Вторник, 15.10.2019, 15:13
Москва, Президенту...
Обращения Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Рубрики
  • Обращения
  • Новости
  • Информация о сайте
  • Форум
  • Группа "ВКонтакте"
  • Страница в Facebook
  • Twitter-аккаунт
  • Связь с администрацией
  • К сведению
  • Письмо не опубликовано?
  • Осторожно: "эксперты"!
  • Новости
    Опрос
    Что является главной проблемой современной России?
    Всего ответов: 1544
    Объявления




    Сообщество
    Из форума
  • Врачи Кремлевской больницы не лечат Ветерана ВОВ от рака (0)
  • В очередном скандале снова замечена ТПП РФ (2)
  • 4 ноября (3)
  • 2. ПОЗОР прокурору Тамбовской области В.И. Торговченкову! (2)
  • Кто контролирует ЖКХ? (2)
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Карта посещений
     
    Главная » 2019 » Июль » 18 » О необходимости введения в УК РФ четких критериев малозначительности незаконного оборота всех видов оружия и других подобных предметов
    22:15
    О необходимости введения в УК РФ четких критериев малозначительности незаконного оборота всех видов оружия и других подобных предметов
    Уважаемый Владимир Владимирович!
    Существует необходимость введения в УК РФ четких критериев малозначительности незаконного оборота всех видов оружия, патронов и других предметов и веществ, предназначенных для их использования в качестве оружия и декриминализации незаконных действий с ними, как правило, не представляющих общественной опасности, и всех незаконных действий с холодным оружием и другими видами оружия, а также патронами к оружию, не представляющими большей опасности, чем бытовые предметы, виды оружия и патронов к оружию, за незаконной оборот которых уголовная ответственность не предусмотрена, и виды оружия и патронов, приобретаемых без лицензии. Необходима и декриминализация незаконных действий с видами оружия, приобретаемыми без лицензии, а также корректировка норм КоАП и УК РФ об ответственности за незаконный оборот оружия в целях устранения коллизий норм и исполнения постановлений Конституционного Суда РФ.
    Определения общественной опасности и малозначительности деяния в УК РФ отсутствуют.
    По вопросу применения понятия малозначительности деяния к нормам УК РФ о незаконном обороте оружия Верховный Суд в Постановлении Пленума от 11 июня 2019 года N 15 дополнил Постановление Пленума от 12 марта 2002 года N 5 пунктом 22.1, содержащим указание на то, что необходимо обратить внимание судов, что при правовой оценке действий, предусмотренных частью первой или четвертой статьи 222 УК РФ, судам следует исходить из положений части второй статьи 14 УК РФ о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, судам необходимо учитывать, например, совокупность таких обстоятельств, как количественные характеристики (хранение нескольких патронов) и качественные показатели предмета, мотив и цель, которыми руководствовалось лицо, поведение, предшествующее совершению деяния и (или) в период совершения деяния.
    При введении данного указания Верховный Суд не уточнил необходимые критерии малозначительности незаконного оборота оружия, в особенности, если он совершен законными владельцами оружия, имеющими необходимые разрешительные документы, либо в отношении холодного оружия или различных видов холодного, метательного, газового и огнестрельного оружия, которые приобретаются без лицензии и (или) не подлежат регистрации в уполномоченном органе. При этом Верховный Суд указал только на примерные критерии малозначительности деяний, предусмотренных ч. 1 и 4 ст. 222 УК РФ, указав только четкий количественный критерий малозначительности деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ, - хранение нескольких патронов, несмотря на то, что деяния, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 222, и ст. 223, 226 и 226.1 УК РФ, также могут быть признаны малозначительными, поскольку в ч. 2 ст. 14 УК РФ и в других нормах УК РФ и иных законодательных актах, имеющих не меньшую юридическую силу, чем УК РФ, и не противоречащих его положениям, отсутствуют четкие критерии общественной опасности и малозначительности деяния и запреты признания малозначительными каких-либо деяний, предусмотренных УК РФ, поэтому деяния, содержащие формальный состав преступления, наступление уголовной ответственности за совершения которых не зависит от наступления тяжких последствий или причинения определенного вреда каким-либо субъектам правоотношений, включая деяния, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 222 и ст. 223, 226 и 226.1 УК РФ, могут быть признаны малозначительными и суды обязаны исследовать все обстоятельства, указывающие на малозначительность любых деяний, связанных с незаконным оборотом оружия. Критерии малозначительности деяния, предусмотренного ч. 4 ст. 222 УК РФ (как и ч. 4 ст. 223 УК РФ), являются более явными и требуют как более четкого указания в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, так и внесения изменений в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, четко определяющих критерии уголовной ответственности за деяния, ими предусмотренные, и перечень предметов преступления, либо декриминализирующих данные деяния, поскольку незаконные сбыт и изготовление холодного оружия являются малозначительными деяниями во многих случаях, учитывая равную опасность холодного оружия и бытовых предметов и частое использование при совершении преступлений обычных бытовых ножей и других предметов, не отнесенных к оружию, а также стрелкового оружия, не большие степень опасности и приспособленность для использования при защите или нападении метательного оружия, чем пневматического оружия, незаконный оборот которого не влечет уголовной ответственности, отсутствие предназначенности для причинения смерти человеку у газового оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения и наличие уголовной ответственности только за незаконные сбыт и изготовление видов оружия, предусмотренных в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ (в отношении указанных видов огнестрельного оружия дополнительно предусмотрена ответственность за незаконные ремонт и переделку), а также за незаконные изготовление, переделку или снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, несмотря на то, что общественная опасность незаконного оборота предмета зависит не от совершения его незаконных сбыта, изготовления и связанных с изготовлением деяний, а от наступления общественно опасных последствий или возникновения угрозы их наступления. При этом в ч. 4 ст. 222 УК РФ отсутствует ответственность за незаконный сбыт патронов к указанным в ней видам оружия, что означает наличие возможности привлечения к уголовной ответственности только за незаконный сбыт самих газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, но патронов к ним, учитывая положения ст. 3 ФЗ Об оружии, относящие к оружию только патроны к газовому оружию и выделение незаконных изготовления патронов к газовому оружию в самостоятельный состав преступления.
    Подобное распределение мер уголовной и иной ответственности за незаконный оборот оружия и патронов к нему не соответствует степени опасности конкретных видов оружия и патронов. Оно усугубляется тем, что до настоящего времени не устранена коллизия мер административной и уголовной ответственности за незаконную продажу огнестрельного оружия ограниченного поражения и гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, заключающаяся в наличии административной ответственности за незаконную продажу данных видов оружия физическими лицами в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ и отсутствие в ч. 4 ст. 222 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за их незаконный сбыт, исключения ответственности за их незаконную продажу или критериев отличия незаконной продажи, влекущей административную ответственность, от преступления.
    Вышеизложенные проблемы правильного применения ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ не были учтены Верховным Судом РФ, но постановления Пленума Верховного Суда РФ не имеют силы закона, поэтому в случае их противоречия закону или наличия в них нечетких формулировок применению подлежит закон (УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ, ФЗ Об оружии и др.), а не указанные постановления.
    Актами, которые не являются законами, но имеют силу закона, являются постановления Конституционного Суда РФ, после принятия которых требуется внесение изменений в нормы законодательных актов, признанные указанными постановлениями, противоречащими Конституции РФ, что не всегда выполняется.
    В частности, Конституционным Судом РФ было вынесено Постановление от 17 июня 2014 года N 18-П, которым был выявлен один из критериев малозначительности незаконного сбыта холодного оружия – наличие культурной ценности у конкретного образца холодного оружия. Указанным постановлением был декриминализирован незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, что требует внесения изменений в ч. 4 ст. 222 УК РФ, которые не внесены до настоящего времени. При этом наличие культурной ценности холодного оружия с 2014 года не является критерием малозначительности незаконного сбыта холодного оружия, а полностью исключает его из перечня предметов преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 222 УК РФ.
    Существует целый ряд других критериев малозначительности незаконного оборота холодного оружия, учитывая наличие в нем более коллекционного, парадного или бытового назначения, нежели боевого назначения, и его заменяемость другими предметами при совершении насильственных преступлений, самообороне или ином применении оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
    Незаконный оборот любого оружия, имеющего культурную ценность, является малозначительным деянием, учитывая его назначение для использования в культурных и образовательных целях, его меньшую распространенность в обороте и большую стоимость, чем иного оружия, а также меньшую надежность и поражающую способность многих его видов.
    Незаконный оборот метательного оружия является малозначительным деянием во многих случаях, учитывая отсутствие большей степени опасности данного оружия, чем пневматического оружия, незаконный оборот которого не влечет уголовной ответственности даже в случаях наступления тяжких последствий или совершения вооруженных преступлений, и меньшую приспособленность стандартных луков и арбалетов или иного метательного оружия, внешне отличающегося от огнестрельного оружия, требующего использования для производства выстрела обеих рук и приложения значительных усилий для производства заряжания или производства выстрела, для защиты и нападения, чем более компактного и удобного метательного оружия или пневматического оружия.
    Незаконный оборот газового оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к ним является малозначительным деянием во всех случаях, в которых указанные виды оружия и патронов не используются для совершения насильственных преступлений или с нарушением правил их использования, создающем опасность наступления тяжких последствий, которое не было вызвано случайным стечением обстоятельств или возникновением обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, в особенности, если указанные виды оружия не подвергались переделке, влекущей увеличение их поражающей способности или приобретение ими свойств огнестрельного оружия, предназначенного для причинения смерти человеку.
    Незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия является малозначительным деянием в случаях его оборота в правомерных целях, в особенности, его законными владельцами или его владельцами, утратившими право на владение указанным оружием, приобретаемым по лицензии и подлежащим регистрации в уполномоченном органе, но не совершавшим вооруженных преступлений или деяний, связанных с нарушением правил оборота оружия, повлекших наступление тяжких последствий, и не имеющих доказанных преступных целей.
    Незаконный сбыт оружия является малозначительным деянием, если лицо, приобретающие оружие, имеет право на его приобретение, получает указанное право после приобретения оружия или приобретает оружие в правомерных целях.
    Вышеуказанные критерии малозначительности незаконных действий с оружием отсутствуют нормах УК РФ, других законодательных актах и постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, но они следуют из положений ст. 14 УК РФ во взаимосвязи со степенью опасности и оборотоспобности конкретных видов оружия, что требует их четкого указания в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ.
    При этом существуют положения законодательства РФ и юридические факты, позволяющие сделать вывод о необходимости декриминализации деяний, предусмотренных ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, и решении вопроса о введении уголовной ответственности как за незаконный, так и за законный оборот оружия и других опасных предметов, повлекший наступление тяжких последствий или совершение вооруженных преступлений.
    Данными положениями и фактами являются: отсутствие четких отличий по степени опасности для жизни и здоровья человека холодного, метательного и газового оружия и конструктивно сходных с указанными видами оружия изделий, которые находятся в свободном обороте; большую степень опасности пневматического оружия, приобретаемого по лицензии или без лицензии, чем холодного и газового оружия и части видов метательного оружия, и равную его опасность в сравнении с видами метального оружия, сходными с ним по многим признакам и внешне сходными с огнестрельным оружием; отсутствие четких критериев отличия от газовых пистолетов, револьверов и шумовых патронов к ним сигнального оружия, списанного (охолощенного) оружия и патронов к указанным видам оружия, затрудняющих их переделку в огнестрельное оружие и позволяющих криминализировать только незаконные действия с газовым оружием; отнесение резиновых палок, газовых баллончиков, пистолетов, револьверов, гранат, травматических пистолетов и других средств нелетального действия, используемых сотрудниками силовых структур, не к оружию, а к специальным средствам, исключающее применение к случаям их незаконного оборота норм УК и КоАП РФ о незаконном обороте оружия и патронов к нему или нарушении правил его оборота; отсутствие увеличения числа случаев совершения преступлений с применением видов оружия, за незаконный оборот которых отсутствует уголовная ответственность, поскольку для совершения преступлений часто используются бытовые предметы и любые предметы, имеющие внешнее сходство с огнестрельным оружием, или само огнестрельное оружие.
    Признание деяния, предусмотренного УК РФ, малозначительным в большинстве случаев его совершения означает отсутствие в нем общественной опасности или ее утрату в связи с различными обстоятельствами и свидетельствует о необходимости декриминализации такого деяния. О необходимости декриминализации деяния свидетельствуют и отсутствие уголовной ответственности за сходные многим признакам деяния, явно не отличающиеся по степени опасности от криминализированного деяния, и разрешение законом совершения конкретных действий в отношении предметов, не предусмотренных нормой УК РФ, но представляющих не меньшую опасность, чем предметы, указанные действия с которыми ограничены или запрещены законом, а за незаконное их совершение предусмотрена уголовная ответственность.
    При наличии вышеуказанных обстоятельств сохранение уголовной ответственности за деяние теряет смысл и может влечь только рост числа лиц, осужденных за совершение преступлений.
    Другими основными аргументами, указывающими на необходимость декриминализации деяний, предусмотренных ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, являются: отсутствие уголовной ответственности за незаконный оборот холодного и метательного оружия или за их незаконные сбыт и изготовление во многих странах мира, включая целый ряд стран постсоветского пространства; отсутствие уголовной ответственности за незаконный оборот газового оружия или за их незаконные сбыт и изготовление в значительном числе стран постсоветского пространства и целом ряде других стран мира; отсутствие в части стран мира отдельной уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия ограниченного поражения или за его незаконные сбыт и изготовление (в части стран мира оно отнесено к газовому оружию, во многих других странах – к огнестрельному, а в ряде стран не учтено законом как определенный вид оружия), отсутствие уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия в СССР и РФ до 1996 года и ее отсутствие в части стран СНГ и отсутствие в РФ с 2003 по 2011 год уголовной ответственности за незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия, за исключением его незаконных изготовления и ремонта, а также контрабанды.
    Отсутствие в законодательстве многих стран мира уголовной ответственности за незаконный оборот определенных предметов или за определенные незаконные действия с ними, криминализированные законодательством конкретного государства, означает отсутствие в указанных деяниях общественной опасности, дающей основания для их криминализации, что указывает на необходимость их декриминализации.
    Применительно к ч. 4 ст. 222 и ст. 223 УК РФ добровольная сдача предметов, в них указанных возможна после совершения покушения на незаконный сбыт конкретных видов оружия или незаконного изготовления холодного, метательного, газового или огнестрельного оружия и других предметов, указанных в ст. 223, незаконных ремонте или переделке части данных предметов либо снаряжении патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию. При этом для выявления наличия состава преступления необходимо установить лицо, время и место совершения покушения на незаконный сбыт предмета или его незаконного изготовления и умысел на совершение именно незаконных действий, а также доказать наличие в совершенном деянии общественной опасности. Это может быть очень затруднительно, учитывая отсутствие общественной опасности в действиях лица, выдавшего предмет, который оно пыталось незаконно сбыть или изготовило, и сложность доказывания конкретных времени и места совершения покушения на незаконный сбыт или изготовления предмета, а также наличия общественной опасности во время совершения указанных деяний, в особенности, если иные действия с предметами являются законными или не влекут уголовной ответственности. Данные сложности могут быть обусловлены отсутствием достоверных сведений, самооговором, иными ложными показаниями и другими причинами.
    Вышеизложенное свидетельствует о необходимости внесения изменений как в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2019 года, так и в УК РФ, уточняющих понятие малозначительности незаконного оборота любых предметов, ответственность за незаконные действия с которыми предусмотрена ст. 222 – 223.1, и 226.1 УК РФ, и о необходимости более правильного распределения мер административной и уголовной ответственности за незаконные действия с указанными предметами.

    Регион: Москва | Просмотров: 12 | Добавил: bukhalov | Рейтинг: 0.0/0 |



    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Москва, Президенту... © 2019
    Форма входа
    Логин:
    Пароль:
    Поиск
    Календарь
    «  Июль 2019  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031
    Архив писем
    Регионы
    Республика Адыгея [8]
    Республика Алтай [6]
    Республика Башкортостан [47]
    Республика Бурятия [10]
    Республика Дагестан [20]
    Республика Ингушетия [1]
    Кабардино-Балкарская Республика [6]
    Республика Калмыкия [2]
    Карачаево-Черкесская Республика [1]
    Республика Карелия [25]
    Республика Коми [14]
    Республика Крым [5]
    Республика Марий Эл [1]
    Республика Мордовия [5]
    Республика Саха (Якутия) [12]
    Республика Северная Осетия — Алания [10]
    Республика Татарстан [29]
    Республика Тыва (Тува) [3]
    Удмуртская Республика [15]
    Республика Хакасия [2]
    Чеченская Республика [3]
    Чувашская Республика [5]
    Алтайский край [19]
    Забайкальский край [16]
    Камчатский край [9]
    Краснодарский край [65]
    Красноярский край [30]
    Пермский край [26]
    Приморский край [26]
    Ставропольский край [36]
    Хабаровский край [16]
    Амурская область [23]
    Архангельская область [11]
    Астраханская область [6]
    Белгородская область [21]
    Брянская область [11]
    Владимирская область [16]
    Волгоградская область [23]
    Вологодская область [4]
    Воронежская область [24]
    Ивановская область [6]
    Иркутская область [22]
    Калининградская область [40]
    Калужская область [18]
    Кемеровская область [30]
    Кировская область [4]
    Костромская область [8]
    Курганская область [13]
    Курская область [20]
    Ленинградская область [30]
    Липецкая область [12]
    Магаданская область [3]
    Московская область [166]
    Мурманская область [11]
    Нижегородская область [23]
    Новгородская область [8]
    Новосибирская область [41]
    Омская область [22]
    Оренбургская область [16]
    Орловская область [5]
    Пензенская область [10]
    Псковская область [56]
    Ростовская область [84]
    Рязанская область [13]
    Самарская область [23]
    Саратовская область [60]
    Сахалинская область [10]
    Свердловская область [42]
    Смоленская область [6]
    Тамбовская область [9]
    Тверская область [45]
    Томская область [13]
    Тульская область [6]
    Тюменская область [9]
    Ульяновская область [17]
    Челябинская область [54]
    Ярославская область [7]
    Москва [851]
    Санкт-Петербург [63]
    Еврейская АО [6]
    Ненецкий АО [0]
    Ханты-Мансийский АО - Югра [11]
    Чукотский АО [1]
    Ямало-Ненецкий АО [9]
    Азербайджан [0]
    Армения [2]
    Беларусь [1]
    Грузия [1]
    Казахстан [6]
    Кыргызстан [1]
    Латвия [1]
    Литва [0]
    Молдова [4]
    Таджикистан [2]
    Туркменистан [0]
    Узбекистан [5]
    Украина [11]
    Эстония [0]
    Австралия и Океания [0]
    Азия [1]
    Африка [1]
    Европа [6]
    Северная Америка [2]
    Южная Америка [0]