Вторник, 15.10.2019, 15:17
Москва, Президенту...
Обращения Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Рубрики
  • Обращения
  • Новости
  • Информация о сайте
  • Форум
  • Группа "ВКонтакте"
  • Страница в Facebook
  • Twitter-аккаунт
  • Связь с администрацией
  • К сведению
  • Письмо не опубликовано?
  • Осторожно: "эксперты"!
  • Новости
    Опрос
    Что является главной проблемой современной России?
    Всего ответов: 1544
    Объявления




    Сообщество
    Из форума
  • Врачи Кремлевской больницы не лечат Ветерана ВОВ от рака (0)
  • В очередном скандале снова замечена ТПП РФ (2)
  • 4 ноября (3)
  • 2. ПОЗОР прокурору Тамбовской области В.И. Торговченкову! (2)
  • Кто контролирует ЖКХ? (2)
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Карта посещений
     
    Главная » 2019 » Август » 18 » О необходимости упорядочивания мер наказаний в ст. 109, 118, 222, 223, 224 и 225 УК РФ
    20:26
    О необходимости упорядочивания мер наказаний в ст. 109, 118, 222, 223, 224 и 225 УК РФ
    Уважаемый Владимир Владимирович!
    Существует необходимость упорядочивания мер наказаний в ст. 109, 118, 222, 223, 224 и 225 УК РФ или введения специальной уголовной ответственности за нарушение правил оборота и незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия и предметов, сходных с ним по степени опасности, повлекший тяжкие последствия, и наказаний, соответствующих степени общественной опасности деяний, повлекших тяжкие последствия, поскольку за небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия (ст. 224 УК РФ), и ненадлежащее исполнение обязанностей по охране огнестрельного оружия ответственным лицом, повлекшее его хищение или уничтожение либо иные тяжкие последствия (ч. 1 ст. 225 УК РФ), предусмотрена специальная уголовная ответственность, но нарушение правил хранения или иного оборота огнестрельного оружия самим его владельцем или лицом получившим либо обнаружившим его, влечет общую уголовную ответственность в случае причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью (ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ) или смерти человеку (ст. 109 УК РФ). При этом отсутствует ответственность лиц, незаконно хранящих огнестрельное оружие ограниченного поражения или гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, допустивших небрежное хранение указанных видов огнестрельного оружия, создавшее условия для их использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, и не решен вопрос об ответственности лиц, законно хранящих виды огнестрельного оружия, приобретаемые без лицензии и (или) не подлежащие регистрации, допустивших их хранение, создавшее условия для их использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия.
    В ст. 224 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия. Ответственность по данной норме УК РФ несет только законный владелец огнестрельного оружия, поэтому незаконный владелец такого оружия не подлежит специальной уголовной ответственности в случае наступления тяжких последствий в результате использования оружия другим лицом. При этом незаконный владелец видов огнестрельного оружия, ответственность за незаконный оборот которых предусмотрена ч. 1 – 3 ст. 222 УК РФ, несет уголовную ответственность по ч. 1 – 3 ст. 222 УК РФ с учетом наступления тяжких последствий как отягчающего обстоятельства, но незаконный владелец гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения не несет уголовной ответственности.
    Критерием уголовной ответственности по ст. 224 УК РФ до 2014 года являлось наступление тяжких последствий, но с указанного года было внесено уточнение, заключающееся в отнесении к одному из видов тяжких последствий смерти человека, и был введен квалифицирующий признак причинения смерти двум или более лицам, являющийся критерием возможности назначения наказания в виде лишения свободы по ст. 224, поэтому с 2014 года необходимо учитывать последствия, сходные по тяжести со смертью человека, при квалификации деяния по ч. 1 ст. 224 УК РФ, но отсутствует четко определенный перечень тяжких последствий, что создает сложности в случае оценки причинения по неосторожности средней тяжести вреда здоровью человека или совершения лицом, завладевшим огнестрельным оружием, преступления, не повлекшего причинения вреда здоровью человека либо повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Такие сложности могут влечь произвольность вынесения различными судами обвинительных и оправдательных приговоров по делам о причинении одного и того же вреда в результате небрежного хранения огнестрельного оружия и прекращения таких дел до суда, что недопустимо и должно быть устранено внесением изменений в ст. 224 УК РФ.
    За нарушение правил хранения и иного оборота огнестрельного оружия, совершенное его законным или незаконным владельцем или лицом, получившим его от любого другого лица либо обнаружившим его, повлекшее тяжкие последствия, или его незаконный оборот, их повлекший, предусмотрена уголовная ответственность только в случае, если указанными последствиями являются причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку по неосторожности. При этом за данные деяния предусмотрена не специальная, а общая уголовная ответственность, установленная в ч. 1 и 2 ст. 118 и ст. 109 УК РФ для всех случаев совершения указанных деяний по неосторожности, влекущих ответственность не по специальным, а по общим нормам УК РФ о данных деяниях. Причинение средней тяжести вреда здоровью человека по неосторожности, предусмотренное общей нормой УК (ч. 3 и 4 ст. 118 УК РФ) и многими специальными нормами, было декриминализировано в 2003 и 2004 годах и до настоящего времени за многие виды декриминализированного причинения по неосторожности легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (в том числе, если указанный вред причинен в результате неосторожного обращения с оружием) не предусмотрена отдельная административная ответственность.
    Таким образом, небрежное хранение огнестрельного оружия, повлекшее причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью человека, совершенное самим лицом, его имеющим, не влечет ни уголовной, ни специальной административной ответственности.
    Данные пробелы в законодательстве об ответственности за незаконный оборот оружия способствуют незаконному обороту оружия и нарушают принцип справедливости, в особенности, учитывая наличие в ФЗ Об оружии очень широкого перечня категорий лиц, не имеющих права на приобретение оружия, приобретаемого по лицензии, или всех видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, включающего лиц без гражданства, и установление излишне строгих ограничений на приобретение части видов оружия или всех видов оружия, приобретаемых по лицензии или разрешению, для многих категорий граждан, в особенности, иностранных граждан.
    Наказания, предусмотренные за небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, повлекшее смерть человека или иные тяжкие последствия, и за неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, до настоящего времени являются менее строгими, нежели наказания, предусмотренные за незаконный оборот огнестрельного и иного оружия в ст. 222 и 223 УК РФ, а по ч. 1 – 3 ст. 222 УК РФ или по совокупности ч. 1 - 3 ст. 222 и ч. 1 или 2 ст. 118 или ст. 109 УК РФ не может быть назначено более строгих наказаний, нежели наказания, предусмотренные незаконный оборот оружия как повлекший, так и не повлекший наступления тяжких последствий. Более того, наказания за нарушение правил оборота оружия и небрежное хранение огнестрельного, оружия, повлекшее тяжкие последствия, являются менее строгими, нежели наказания, предусмотренные за нарушение различных правил безопасности (правил дорожного движения, производства работ, пожарной безопасности и др.), что не учитывает степень опасности наиболее опасных видов огнестрельного оружия.
    За небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, повлекшее смерть человека или иные тяжкие последствия в ч. 1 ст. 224 УК РФ не предусмотрено наказание в виде лишения свободы (наказание в виде ареста не применяется) и максимальные наказания являются менее строгими, чем в ч. 1 ст. 118 УК РФ, что нелогично, учитывая большую опасность причинения смерти человеку по неосторожности, чем причинения тяжкого вреда его здоровью, а за данное деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, с 2014 года предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет. За причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью в ч. 1 ст. 118 УК РФ не предусмотрено наказание в виде лишения свободы (наказание в виде ареста не применяется), а за данное деяние, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, в ч. 2 ст. 118 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года. За причинение смерти по неосторожности одному человеку в ч. 1 ст. 109 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, если имело ненадлежащее исполнение лицом своих профессиональных обязанностей, ответственность наступает по ч. 2 ст. 109 и срок лишения свободы составляет до 3 лет, а за причинение смерти по неосторожности двум или более лицам в ч. 3 ст. 109 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет.
    За незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) в ч. 1 ст. 222 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет со штрафом или без такового. За данные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, в ч. 2 ст. 222 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом или без такового, а за их совершение организованной группой в ч. 3 ст. 222 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет со штрафом или без такового. При этом возможность назначения наиболее строго наказания (8 лет лишения свободы со штрафом по ч. 3 ст. 222 УК РФ и не более 9, 10, 11 или 12 лет лишения свободы со штрафом по совокупности ч. 3 ст. 222, ч. 1 или 2 ст. 118 и ст. 109 УК РФ) определяется наличием признака совершения незаконного оборота огнестрельного оружия организованной группой, а наступление тяжких последствий или наличие совокупности преступлений формально не будет влечь назначения именно максимального наказания.
    В ч. 1 и 2 ст. 223 УК РФ за незаконные изготовление, переделку или ремонт огнестрельного оружия, его основных частей (за исключением огнестрельного оружия ограниченного поражения), а также за незаконное изготовление боеприпасов предусмотрены более строгие наказания, чем в ч. 1 и 2 ст. 222 УК РФ (наказание в виде лишения свободы на сроки от 3 до 5 лет со штрафом и от 3 до 7 лет со штрафом соответственно), но в ч. 3 ст. ст. 223 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет со штрафом, поэтому наказание, предусмотренное в ч. 3 ст. 223 УК РФ является более строгим, чем наказание, предусмотренное в ч. 3 ст. 222, только в части обязательности дополнительного наказания в виде штрафа.
    В ч. 4 ст. 222 УК РФ предусмотрена ответственность только за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, не имеющего культурной ценности, в том числе метательного оружия, а наиболее строгим видом наказания является наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет со штрафом или без такового. При этом за незаконную продажу гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
    В ч. 4 ст. 223 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные изготовление, переделку или ремонт огнестрельного оружия ограниченного поражения либо незаконное изготовление газового оружия, холодного оружия, метательного оружия, а также за незаконные изготовление, переделку или снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию. Наиболее строгий вид наказания, предусмотренный в ч. 4 ст. 223, равен указанному виду наказания, предусмотренному в ч. 4 ст. 222, за исключением установления минимального размера дополнительного наказания в виде штрафа (50 тысяч рублей).
    Таким образом, если лицо допустило незаконное и небрежное хранение видов, огнестрельного оружия, незаконное хранение которых не влечет уголовной ответственности, которое повлекло использование оружия другим лицом и наступление тяжких последствий, то оно не будет подлежать таким же строгим наказаниям, какие предусмотрены в ч. 1 – 3 ст. 222 УК РФ, как в случае привлечения его к ответственности по ч. 1 и 2 ст. 118 или по ст. 109 УК РФ, так и в случае принятия закона, дающего право привлечь его к ответственности по ст. 224 УК РФ, а лицо допустившее незаконное и небрежное хранение видов, огнестрельного оружия, незаконное хранение которых влечет уголовную ответственность, повлекшее наступление тяжких последствий, не понесет более строго наказания, чем лицо, совершившее незаконный оборот указанных видов оружия, не повлекший наступления тяжких последствий, или понесет ненамного более строгие наказания в случае совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 – 3 ст. 222 и ст. 118 или 109 УК РФ, учитывая правила назначения наказаний по совокупности преступлений.
    Совершение деяния, предусмотренного ч. 1 - 3 ст. 223 УК РФ, также не позволяет назначать более строгие наказания, чем 12 лет лишения свободы по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 – 3 ст. 222, ч. 1 - 3, ч. 1 или 2 ст. 118 и ст. 109 УК РФ либо ч. 1 – 3 ст. 223, ч. 1 или 2 ст. 118 и ст. 109 УК РФ.
    Не увеличивает данного наказания и совершение деяний, предусмотренных ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, по совокупности с вышеуказанными деяниями, а их совершение по совокупности только с деяниями, предусмотренными ч. 1 или 2 ст. 118 и ст. 109 УК РФ либо ч. 4 ст. 222 и 223 и ч. 1 или 2 ст. 224 УК РФ, влечет наказания, не превышающие 3 лет лишения свободы, если совершены деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 222 и 223, ст. 118 и 224 и ч. 1 ст. 109 УК РФ, или 4,5 лет лишения свободы, если совершены деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 222 и 223 и ч. 2 ст. 109 УК РФ, либо 6 лет лишения свободы, если совершены деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 222 и 223 и ч. 3 ст. 109 УК РФ.
    Следует отметить, что наказания, предусмотренные за незаконный оборот оружия в ст. 222 и 223 УК РФ, являются излишне строгими и более соответствуют наказаниям за незаконный оборот оружия и боеприпасов, повлекший тяжкие последствия, нежели наказаниям за незаконный оборот предметов, указанных в ст. 222 и 223 УК РФ, не повлекший данных последствий.
    Наличие уголовной ответственности за незаконный оборот многих видов огнестрельного оружия любой степени опасности, как повлекший, так и не повлекший тяжких последствий, и наказания в виде лишения свободы на достаточно длительные сроки, равные срокам данного наказания за многие опасные насильственные преступления, является излишне строгим, несоответствующим степени общественной опасности нарушений законодательства, не повлекших тяжких последствий.
    Наличие уголовной ответственности за незаконные сбыт, изготовление, ремонт и переделку части видов огнестрельного оружия, незаконные изготовление, переделку и снаряжение патронов к данным видам оружия или к газовому оружию, а также за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия, не имеющего культурной ценности, метательного или газового оружия, как повлекшие, так и не повлекшие тяжких последствий, при отсутствии уголовной ответственности за иной незаконный оборот данных видов оружия и патронов, как не повлекший, так и повлекший тяжкие последствия, является не только излишне строгим, но и нелогичным, не учитывающим степень общественной опасности конкретных деяний. Наказания, предусмотренные за данные деяния, являются излишне строгими, поскольку сроки наказания в виде лишения свободы равны срокам данного наказания, предусмотренным за совершение различных опасных насильственных преступлений. Особенно строгими все виды наказаний, предусмотренные в ст. 222 и 223 УК РФ являются по отношению к незаконным действиям с холодным, метательным и газовым оружием, а также к незаконному обороту основных частей огнестрельного оружия и многих видов патронов к нему, учитывая равную поражающую способность холодного оружия и распространенных в быту предметов, не большую опасность метательного оружия, чем пневматического оружия, незаконный оборот которого не является преступлением, учитывая его отличие от пневматического оружия только по принципу действия и более затруднительное использование многих видов метательного оружия (метательных ножей, луков, арбалетов и т.п.) для нападения, чем пневматического оружия, а также предназначенность газового оружия для временного химического поражения цели и отсутствие опасности в обороте основных частей огнестрельного оружия.
    Отсутствие в санкциях ч. 1 ст. 118 и 224 УК РФ наказания в виде лишения свободы означает наличие запрета на задержание подозреваемых в данных деяниях органами предварительного расследования, учитывая положения ст. 91 УПК РФ, а право на задержание за деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118, ч. 4 ст. 222 и 223, а также ч. 2 ст. 224 УК РФ, ограничено необходимостью наличия права на применение меры пресечения в виде заключения под стражу, которое может быть применено по делам о таких деяниях только к совершеннолетним лицам, при наличии одного из четырех исключительных случаев (ст. 94 и 108 УПК РФ). При этом доставление и административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, согласно положениям КоАП РФ, может быть произведено в случаях, если протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте его совершения или необходимо обеспечить правильное рассмотрение дела об административном правонарушении или исполнение постановления по делу об административном правонарушении, а составление указанного протокола является обязательным, если должно быть назначено более строгое наказание, чем административный штраф, или если лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, оспаривает наличие события административного правонарушения или назначенное наказание. Срок административного задержания за многие административные правонарушения, совершаемые в сфере оборота оружия, не превышает 3 часов, но лицо, совершившее незаконные действия с видами огнестрельного оружия, ответственность за которые предусмотрена ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, может быть задержано на срок до 48 часов, поскольку в ч. 6 ст. 20.8 предусмотрено наказание в виде административного ареста. Составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, является обязательным, т.к. в санкции данной нормы предусмотрено в качестве обязательного дополнительное наказание в виде конфискации оружия и патронов к нему, назначаемое только судом.
    Таким образом, если лицо, имеющее оружие подозревается в совершении причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью или в небрежном хранении огнестрельного оружия, создавшем условия для его использования другим лицом, повлекшем смерть человека или иные тяжкие последствия, оно не может быть задержано и лишено свободы по решению суда, при этом лицо, подозреваемое в совершении причинения тяжкого вреда здоровью вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей или в причинении смерти по неосторожности одному человеку либо в небрежном хранении огнестрельного оружия, создавшем условия для его использования другим лицом, повлекшем смерть двух или более лиц, не может быть задержано во многих случаях, но лицо, подозреваемое в незаконном обороте огнестрельного оружия, влекущем ответственность по ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, может быть задержано на срок до 48 часов и, в случае признания виновным, арестовано на срок от 5 до 15 суток. При этом различные нарушения правил оборота всех видов оружия, предусмотренные нормами КоАП РФ (ч. 1 - 5 ст. 20.8, ст. 20.9 -20.15 КоАП РФ), могут влечь задержание на срок не более 3 часов, но составление протокола о многих указанных административных правонарушениях необязательно. Подозрение в незаконным обороте огнестрельного оружия, влекущем уголовную ответственность по ч. 1 – 3 ст. 222 и 223 УК РФ, или в причинении смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3 ст. 109 УК РФ), дает право на задержание лица на срок до 48 часов и продление судом срока задержания либо применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Подозрение в незаконных действиях с гражданским огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием, огнестрельным оружием ограниченного поражения, патронами к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, а также газовым, холодным и метательным оружием, предусмотренных ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, дает право на задержание лица и заключение его под стражу при наличии оснований, указанных выше для подозреваемых в преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более 3 лет (совершеннолетний возраст лица и наличие одного из четырех исключительных случаев, дающих суду право на применение меры пресечения в виде заключения под стражу, согласно положениям ст. 108 УПК РФ).
    Вышеуказанное несоответствие мер принуждения, применяемых в отношении лиц, подозреваемых в совершении различных административных правонарушений, преступлений небольшой тяжести, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, и указанных преступлений, за которые оно предусмотрено на сроки не более 3 лет, а также более тяжких преступлений, предусмотренных различными нормами УК РФ, нелогично и не учитывает большей степени опасности преступления, нежели административных правонарушений, и степени опасности конкретных противоправных деяний, а произвольное установление административной или уголовной ответственности и распределение наказаний, связанных или не связанных с лишением свободы, за деяния, не повлекшие тяжких последствий, либо повлекшие их наступление, не учитывает всех критериев отличия преступлений от иных правонарушений и необходимости соблюдения конституционных прав человека, что требует внесения изменений в УК, УПК и КоАП РФ, упорядочивающих противоправные деяния и правовые последствия их совершения по степени их опасности.
    Данные законодательные пробелы могут быть устранены путем четкого разделения наказаний за незаконный оборот оружия, не повлекший наступления тяжких последствий, и как незаконный, так и законный его оборот, повлекший их наступление.
    Законодательно не решен вопрос об ответственности по ст. 224 УК РФ владельцев видов огнестрельного оружия, приобретаемых без лицензии и (или) не подлежащих регистрации, поскольку запрет на хранение оружия, допускающее его использование другими лицами, установлен только в отношении видов оружия, приобретаемых по лицензии и подлежащих регистрации в уполномоченном органе, и проверяются сотрудниками указанного органа только условия хранения зарегистрированного в данных органах оружия.
    В ч. 1 ст. 225 УК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицом, которому была поручена охрана огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, если это повлекло их хищение, уничтожение или наступление иных тяжких последствий.
    В данной норме установлена ответственность только лица, которое законно охраняет указанные в ней опасные предметы и вещества, поэтому лица, незаконно владеющие ими или охраняющие их, не несут ответственности по данной норме, а лица, похитившие, уничтожившие или завладевшие ими без признаков хищения, несут уголовную ответственность за хищение, незаконный оборот указанных предметов (при наличии к тому оснований), причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку или другие преступления.
    Четкие критерии тяжких последствий в ч. 1 ст. 225 УК РФ не предусмотрены, но из диспозиции указанной нормы следует, что тяжкими последствиями могут признаны любые общественно опасные последствия, включающие хищение и уничтожение указанных в ней предметов и веществ, что отличает данную норму от ч. 1 ст. 224 УК РФ. Поэтому необходимо введение четкого определения тяжких последствий в целях исключения двусмысленного толкования норм закона и произвольного отнесения конкретных общественно опасных последствий к тяжким. Наказание, предусмотренное санкцией в ч. 1 ст. 225 УК РФ с 2014 года усилено (максимальный срок наказания в виде лишения свободы увеличен с 2 до 5 лет) и превышает наказания, предусмотренные в ст. 118, 224, 109 и ч. 1 ст. 222 УК РФ, но не превышает наказаний, предусмотренных в ч. 2 и 3 ст. 222, ч. 1 – 3 ст. 223 УК РФ, что требует более четкого разделения мер ответственности и наказаний за нарушение правил оборота огнестрельного оружия и его незаконный оборот по признакам наступления определенных тяжких последствий.
    Уголовная ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицом, которому была поручена охрана огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, если это повлекло их хищение, уничтожение или наступление иных тяжких последствий, предусмотрена в УК различных стран СНГ и в Модельном УК СНГ.
    Уголовная ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, была введена в УК РСФСР 1960 года (ст. 219).
    В законодательстве различных стран мира и штатов США предусмотрена уголовная ответственность за любое небрежное хранение огнестрельного оружия или отдельные его виды как повлекшие, так и не повлекшие тяжкие последствия.
    В УК многих стран СНГ предусмотрена ответственность, аналогичная содержащейся в ст. 118, 109 и 224 УК РФ, но меры наказания существенно различаются. При этом в Модельном УК СНГ, который носит рекомендательный характер, не предусмотрена ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия.
    Во многих странах СНГ сохраняется уголовная ответственность за причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью человека, а в части стран СНГ установлены более широкие перечни видов огнестрельного оружия, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность и которые подлежат регистрации в уполномоченных органах или запрещены к обороту, поскольку в части данных стран криминализирован незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия, а травматические пистолеты и револьверы отнесены к огнестрельному оружию и запрещены к обороту в ряде стран СНГ или отнесены к газовому оружию в ряде других стран СНГ.
    В УК большинства стран СНГ, в которых исключена уголовная ответственность за незаконный оборот определенных видов огнестрельного гладкоствольного оружия, она исключена только за незаконный оборот гладкоствольного охотничьего огнестрельного оружия.
    В УК Кыргызстана 1 января 2019 года была вновь введена общая уголовная ответственность за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью (ст. 142), но специальная уголовная ответственность за данное деяние и за причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью в целом ряде его норм не отменялась.
    В УК Кыргызстана установлена ответственность за ненадлежащее, в силу легкомыслия или небрежности, хранение огнестрельного оружия, газового оружия и гладкоствольного оружия, предназначенного для стрельбы патронами травматического действия, создавшее условия для их использования другим лицом, если это повлекло тяжкий вред (ст. 255), к которому в Приложении 1 к данному УК отнесены причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку и последствия, прямо не относящиеся к причинению вреда здоровью человека.
    В УК Казахстана причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью человека, предусмотренное общей нормой УК (ч. 1 и 2 ст. 114), и небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия (ст. 289), с 1 января 2015 года отнесены к уголовным проступкам, которые влекут уголовную ответственность, но не влекут судимости, при этом применение ареста за уголовные проступки ко всем лицам, которым он может быть назначен, будет возможно только с 2020 года (Согласно ст. 467 УК РК, в которую вносились изменения в 2017 – 2019 годах, действие ст. 45 о наказании в виде ареста приостановлено до 1 января 2020 года, при этом установлено, что ее положения применяются в отношении военнослужащих и в случаях, предусмотренных пунктом 1) части шестой статьи 41, пунктом 1) части пятой статьи 42 и пунктом 1) части 2-1 статьи 43 УК РК (при неуплате штрафа осужденным за совершение уголовного проступка, возникновении обстоятельств, препятствующих отбыванию исправительных работ трудоспособным осужденным за совершение уголовного проступка, и уклонении от общественных работ осужденным за совершение уголовного проступка), с 1 января 2017 года, а в отношении лиц, к которым в качестве дополнительного вида наказания назначено выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства, - с 1 января 2019 года). С 2018 года максимальный срок ареста сокращен с 90 до 50 суток, согласно ч. 1 ст. 45 УК РК. При этом арест не назначается несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей, женщинам в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, инвалидам первой или второй группы (ч. 3 ст. 45).
    При этом в УК Казахстана причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью (ч. 3 и 4 ст. 114) или смерти человеку (ст. 104), а также незаконный оборот газового оружия с возможностью стрельбы патронами травматического действия, огнестрельного бесствольного оружия и иного огнестрельного оружия, кроме гладкоствольного охотничьего, за исключением его незаконных изготовления или ремонта, а также ненадлежащее исполнение обязанностей по охране огнестрельного оружия лицом, которому она поручена, повлекшее его хищение, уничтожение или наступление иных тяжких последствий (ч. 2 – 5 ст. 287, ч. 1 - 3 ст. 288 и ч. 1 ст. 290), являются преступлениями.
    Анализ законодательства зарубежных стран об ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и его небрежное хранение, повлекшие тяжкие последствия, показывает, что подходы к криминализации данных деяний различаются и имеют существенные недостатки.
    Недостатком криминализации небрежного хранения оружия, не повлекшего тяжких последствий, является отсутствие учета уголовной ответственности как крайнего средства воздействия на виновного и общественной опасности деяния, поскольку установление уголовной ответственности за деяние, не причинившее существенно вреда, может влечь массовое привлечение к уголовной ответственности различных лиц, сокрытие преступлений и совершение других преступлений и правонарушений. В данном случае оно может способствовать незаконному обороту оружия, учитывая возможность быстрого установления владельца зарегистрированного оружия.
    Недостатком отсутствия отдельной ответственности за небрежное хранение огнестрельного оружия, повлекшее причинение по неосторожности лицом, его имеющим, вреда здоровью или смерти другому лицу, и наличия отдельной уголовной ответственности за небрежное хранение такого оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, является отсутствие учета степени общественной опасности неосторожных действий с опасными предметами, повлекшими тяжкие последствия, и равной ответственности для законных и незаконных владельцев видов оружия, имеющих различную оборотоспособность, допустивших наступление тяжких последствий, что не соответствует целям ограничения оборота оружия.
    Недостатком несистемной декриминализации различных видов неосторожного причинения вреда здоровью человека и смягчения наказаний за данные деяния или неосторожное причинение смерти человеку, а также отнесения небрежного хранения огнестрельного оружия, повлекшего тяжкие последствия, к уголовным проступкам или его декриминализации является отсутствие учета степени общественной опасности конкретных деяний, повлекших тяжкие последствия, и несправедливое смягчение правовых последствий привлечения к ответственности лиц, причинивших опасный вред, при отсутствии такого смягчения для других лиц, причинивших подобный или меньший вред, либо не причинивших вреда.
    Учитывая вышеизложенное, необходимо упорядочивание мер наказаний в ст. 109, 118, 222, 223, 224 и 225 УК РФ или введение специальной уголовной ответственности за нарушение правил оборота и незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия и предметов, сходных с ним по степени опасности, повлекший тяжкие последствия, и наказаний, соответствующих степени общественной опасности деяний, повлекших тяжкие последствия, либо декриминализация незаконного оборота огнестрельного оружия, не повлекшего тяжких последствий, и распределение мер административной и уголовной ответственности за незаконные действия с различными видами оружия по степени опасности как видов оружия, так и наступивших последствий.
    При внесении данных изменений необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за конкретные действия с огнестрельным оружием, не повлекшие или повлекшие тяжкие последствия, по степени их опасности.

    Регион: Москва | Просмотров: 19 | Добавил: bukhalov | Рейтинг: 0.0/0 |



    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Москва, Президенту... © 2019
    Форма входа
    Логин:
    Пароль:
    Поиск
    Календарь
    «  Август 2019  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031
    Архив писем
    Регионы
    Республика Адыгея [8]
    Республика Алтай [6]
    Республика Башкортостан [47]
    Республика Бурятия [10]
    Республика Дагестан [20]
    Республика Ингушетия [1]
    Кабардино-Балкарская Республика [6]
    Республика Калмыкия [2]
    Карачаево-Черкесская Республика [1]
    Республика Карелия [25]
    Республика Коми [14]
    Республика Крым [5]
    Республика Марий Эл [1]
    Республика Мордовия [5]
    Республика Саха (Якутия) [12]
    Республика Северная Осетия — Алания [10]
    Республика Татарстан [29]
    Республика Тыва (Тува) [3]
    Удмуртская Республика [15]
    Республика Хакасия [2]
    Чеченская Республика [3]
    Чувашская Республика [5]
    Алтайский край [19]
    Забайкальский край [16]
    Камчатский край [9]
    Краснодарский край [65]
    Красноярский край [30]
    Пермский край [26]
    Приморский край [26]
    Ставропольский край [36]
    Хабаровский край [16]
    Амурская область [23]
    Архангельская область [11]
    Астраханская область [6]
    Белгородская область [21]
    Брянская область [11]
    Владимирская область [16]
    Волгоградская область [23]
    Вологодская область [4]
    Воронежская область [24]
    Ивановская область [6]
    Иркутская область [22]
    Калининградская область [40]
    Калужская область [18]
    Кемеровская область [30]
    Кировская область [4]
    Костромская область [8]
    Курганская область [13]
    Курская область [20]
    Ленинградская область [30]
    Липецкая область [12]
    Магаданская область [3]
    Московская область [166]
    Мурманская область [11]
    Нижегородская область [23]
    Новгородская область [8]
    Новосибирская область [41]
    Омская область [22]
    Оренбургская область [16]
    Орловская область [5]
    Пензенская область [10]
    Псковская область [56]
    Ростовская область [84]
    Рязанская область [13]
    Самарская область [23]
    Саратовская область [60]
    Сахалинская область [10]
    Свердловская область [42]
    Смоленская область [6]
    Тамбовская область [9]
    Тверская область [45]
    Томская область [13]
    Тульская область [6]
    Тюменская область [9]
    Ульяновская область [17]
    Челябинская область [54]
    Ярославская область [7]
    Москва [851]
    Санкт-Петербург [63]
    Еврейская АО [6]
    Ненецкий АО [0]
    Ханты-Мансийский АО - Югра [11]
    Чукотский АО [1]
    Ямало-Ненецкий АО [9]
    Азербайджан [0]
    Армения [2]
    Беларусь [1]
    Грузия [1]
    Казахстан [6]
    Кыргызстан [1]
    Латвия [1]
    Литва [0]
    Молдова [4]
    Таджикистан [2]
    Туркменистан [0]
    Узбекистан [5]
    Украина [11]
    Эстония [0]
    Австралия и Океания [0]
    Азия [1]
    Африка [1]
    Европа [6]
    Северная Америка [2]
    Южная Америка [0]