Вторник, 15.10.2019, 13:50
Москва, Президенту...
Обращения Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Рубрики
  • Обращения
  • Новости
  • Информация о сайте
  • Форум
  • Группа "ВКонтакте"
  • Страница в Facebook
  • Twitter-аккаунт
  • Связь с администрацией
  • К сведению
  • Письмо не опубликовано?
  • Осторожно: "эксперты"!
  • Новости
    Опрос
    Что является главной проблемой современной России?
    Всего ответов: 1544
    Объявления




    Сообщество
    Из форума
  • Врачи Кремлевской больницы не лечат Ветерана ВОВ от рака (0)
  • В очередном скандале снова замечена ТПП РФ (2)
  • 4 ноября (3)
  • 2. ПОЗОР прокурору Тамбовской области В.И. Торговченкову! (2)
  • Кто контролирует ЖКХ? (2)
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Карта посещений
     
    Главная » 2019 » Август » 28 » О необходимости декриминализации незаконного оборота огнестрельного оружия, не повлекшего тяжких последствий, и менее опасных видов оружия
    18:29
    О необходимости декриминализации незаконного оборота огнестрельного оружия, не повлекшего тяжких последствий, и менее опасных видов оружия
    Уважаемый Владимир Владимирович!
    Существует необходимость декриминализации незаконного оборота огнестрельного оружия, не запрещенного к обороту, или любого огнестрельного оружия, не повлекшего тяжких последствий, и полной декриминализации незаконных действий с холодным, метательным и газовым оружием, а также решения вопроса о введении в УК РФ специальной ответственности за нарушение правил оборота и незаконный оборот всех видов опасного оружия, повлекший тяжкие последствия, предусматривающей минимальные критерии тяжких последствий и справедливые меры наказания за любые указанные деяния, повлекшие тяжкие последствия.
    Отдельная уголовная ответственность за незаконный оборот оружия, повлекший совершение вооруженных преступлений или иные тяжкие последствия, и общая уголовная ответственность за незаконное применение оружия в УК РФ отсутствуют. При этом наступление тяжких последствий и совершение преступлений с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, являются отягчающими обстоятельствами (п. «б» и «к» ч. 1 ст. 63 УК РФ) и учитываются при назначении наказаний за конкретные преступления. Незаконное применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, отнесено к криминообразующим или квалифицирующим признакам различных преступлений.
    В ст. 224 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия. Ответственность по данной норме УК РФ, учитывая наличие в ней указания на использование оружия другим лицом, несет только законный владелец огнестрельного оружия, поэтому незаконный владелец такого оружия не подлежит специальной уголовной ответственности в случае наступление тяжких последствий в результате использования оружия другим лицом. При этом незаконный владелец видов огнестрельного оружия, ответственность за незаконный оборот которых предусмотрена ч. 1 – 3 ст. 222 УК РФ, несет уголовную ответственность по ч. 1 – 3 ст. 222 УК РФ с учетом наступления тяжких последствий как отягчающего обстоятельства, но незаконный владелец гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения не несет уголовной ответственности, поскольку за незаконное хранение и многие другие незаконные действия с указанными видами огнестрельного оружия уголовная ответственность не предусмотрена и незаконной оборот оружия, повлекший наступление тяжких последствий отдельной уголовной ответственности не влечет.
    Ответственность в ст. 224 УК РФ предусмотрена только для владельцев оружия, отнесенного к огнестрельному, согласно ст. 1 ФЗ Об оружии и критериям, установленным Криминалистическими требованиями к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему и экспертными методиками.
    В ст. 224 не предусмотрена ответственность за небрежное хранение патронов к огнестрельному оружию и других предметов, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья человека и ограничены к обороту положениями ФЗ Об оружии.
    Данные пробелы в законодательстве об ответственности за незаконный оборот оружия способствуют незаконному обороту оружия и нарушают принцип справедливости, в особенности, учитывая наличие в ФЗ Об оружии очень широкого перечня категорий лиц, не имеющих права на приобретение оружия, приобретаемого по лицензии, или всех видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, включающего лиц без гражданства, и установление излишне строгих ограничений на приобретение части видов оружия или всех видов оружия, приобретаемых по лицензии или разрешению, для многих категорий граждан, в особенности, иностранных граждан.
    Наказания, предусмотренные за небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, повлекшее тяжкие последствия, до настоящего времени являются менее строгими, нежели наказания, предусмотренные за незаконный оборот огнестрельного и иного оружия в ст. 222 и 223 УК РФ, а по ч. 1 – 3 ст. 222 УК РФ не может быть назначено более строгого наказания, нежели наказания, предусмотренные незаконный оборот оружия как повлекший, так и не повлекший наступления тяжких последствий. При этом возможность назначения наиболее строго наказания (8 лет лишения свободы) будет определяться наличием признака совершения незаконного оборота огнестрельного оружия организованной группой, а наступление тяжких последствий формально не будет влечь назначения именно максимального наказания.
    За небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, повлекшее смерть человека или иные тяжкие последствия в ч. 1 ст. 224 УК РФ не предусмотрено наказание в виде лишения свободы (наказание в виде ареста не применяется), а за данное деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, с 2014 года предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет. За причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью в ч. 1 ст. 118 УК РФ не предусмотрено наказание в виде лишения свободы (наказание в виде ареста не применяется), а за данное деяние, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, в ч. 2 ст. 118 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года. За причинение смерти по неосторожности одному человеку в ч. 1 ст. 109 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, если имело ненадлежащее исполнение лицом своих профессиональных обязанностей, ответственность наступает по ч. 2 ст. 109 и срок лишения свободы составляет до 3 лет, а за причинение смерти по неосторожности двум или более лицам в ч. 3 ст. 109 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет.
    За незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) в ч. 1 ст. 222 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет со штрафом или без такового. За данные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, в ч. 2 ст. 222 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом или без такового, а за их совершение организованной группой в ч. 3 ст. 222 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет со штрафом или без такового. При этом возможность назначения наиболее строго наказания (8 лет лишения свободы со штрафом по ч. 3 ст. 222 УК РФ и не более 9, 10, 11 или 12 лет лишения свободы со штрафом по совокупности ч. 3 ст. 222, ч. 1 или 2 ст. 118 и ст. 109 УК РФ) определяется наличием признака совершения незаконного оборота огнестрельного оружия организованной группой, а наступление тяжких последствий или наличие совокупности преступлений формально не будет влечь назначения именно максимального наказания.
    В ч. 1 и 2 ст. 223 УК РФ за незаконные изготовление, переделку или ремонт огнестрельного оружия, его основных частей (за исключением огнестрельного оружия ограниченного поражения), а также за незаконное изготовление боеприпасов предусмотрены более строгие наказания, чем в ч. 1 и 2 ст. 222 УК РФ (наказание в виде лишения свободы на сроки от 3 до 5 лет со штрафом и от 3 до 7 лет со штрафом соответственно), но в ч. 3 ст. ст. 223 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет со штрафом, поэтому наказание, предусмотренное в ч. 3 ст. 223 УК РФ является более строгим, чем наказание, предусмотренное в ч. 3 ст. 222, только в части обязательности дополнительного наказания в виде штрафа.
    В ч. 4 ст. 222 УК РФ предусмотрена ответственность только за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, не имеющего культурной ценности, в том числе метательного оружия, а наиболее строгим видом наказания является наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет со штрафом или без такового. При этом за незаконную продажу гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
    В ч. 4 ст. 223 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные изготовление, переделку или ремонт огнестрельного оружия ограниченного поражения либо незаконное изготовление газового оружия, холодного оружия, метательного оружия, а также за незаконные изготовление, переделку или снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию. Наиболее строгий вид наказания, предусмотренный в ч. 4 ст. 223, равен указанному виду наказания, предусмотренному в ч. 4 ст. 222, за исключением установления минимального размера дополнительного наказания в виде штрафа (50 тысяч рублей).
    Таким образом, если лицо допустило незаконное и небрежное хранение видов, огнестрельного оружия, незаконное хранение которых не влечет уголовной ответственности, которое повлекло использование оружия другим лицом и наступление тяжких последствий, то оно не будет подлежать таким же строгим наказаниям, какие предусмотрены в ч. 1 – 3 ст. 222 УК РФ, даже в случае принятия закона, дающего право привлечь его к ответственности по ст. 224 УК РФ, а лицо допустившее незаконное и небрежное хранение видов, огнестрельного оружия, незаконное хранение которых влечет уголовную ответственность, повлекшее использование оружия другим лицом и наступление тяжких последствий, не понесет более строго наказания, чем лицо, совершившее незаконный оборот указанных видов оружия, не повлекший наступления тяжких последствий.
    Следует отметить, что наказания, предусмотренные за незаконный оборот оружия в ст. 222 и 223 УК РФ, являются излишне строгими и более соответствуют наказаниям за незаконный оборот оружия и боеприпасов, повлекший тяжкие последствия, нежели наказаниям за незаконный оборот предметов, указанных в ст. 222 и 223 УК РФ, не повлекший данных последствий.
    Наличие уголовной ответственности за незаконный оборот многих видов огнестрельного оружия любой степени опасности, как повлекший, так и не повлекший тяжких последствий, и наказания в виде лишения свободы на достаточно длительные сроки, равные срокам данного наказания за многие опасные насильственные преступления, является излишне строгим, несоответствующим степени общественной опасности нарушений законодательства, не повлекших тяжких последствий.
    Наличие уголовной ответственности за незаконные сбыт, изготовление, ремонт и переделку части видов огнестрельного оружия, незаконные изготовление, переделку и снаряжение патронов к данным видам оружия или к газовому оружию, а также за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия, не имеющего культурной ценности, метательного или газового оружия, как повлекшие, так и не повлекшие тяжких последствий, при отсутствии уголовной ответственности за иной незаконный оборот данных видов оружия и патронов, как не повлекший, так и повлекший тяжкие последствия, является не только излишне строгим, но и нелогичным, не учитывающим степень общественной опасности конкретных деяний. Наказания, предусмотренные за данные деяния, являются излишне строгими, поскольку сроки наказания в виде лишения свободы равны срокам данного наказания, предусмотренным за совершение различных опасных насильственных преступлений. Особенно строгими все виды наказаний, предусмотренные в ст. 222 и 223 УК РФ являются по отношению к незаконным действиям с холодным, метательным и газовым оружием, а также к незаконному обороту основных частей огнестрельного оружия и многих видов патронов к нему, учитывая равную поражающую способность холодного оружия и распространенных в быту предметов, не большую опасность метательного оружия, чем пневматического оружия, незаконный оборот которого не является преступлением, учитывая его отличие от пневматического оружия только по принципу действия и более затруднительное использование многих видов метательного оружия (метательных ножей, луком, арбалетов и т.п.) для нападения, чем пневматического оружия, а также предназначенность газового оружия для временного химического поражения цели и отсутствие опасности в обороте основных частей огнестрельного оружия.
    Данные законодательные пробелы могут быть устранены только комплексными мерами, заключающимися в расширении перечня категорий лиц, имеющих право на приобретение оружия, и четкого разделения наказаний за незаконный оборот оружия, не повлекший наступления тяжких последствий, и как незаконный, так и законный его оборот, повлекший их наступление.
    Законодательно не решен вопрос о том, подлежит ли ответственности по ст. 224 УК РФ владелец видов огнестрельного оружия, приобретаемых без лицензии и (или) не подлежащих регистрации, поскольку запрет на хранение оружия, допускающее его использование другими лицами, установлен только в отношении видов оружия, приобретаемых по лицензии и подлежащих регистрации в уполномоченном органе, и проверяются сотрудниками указанного органа только условия хранения зарегистрированного в данных органах оружия.
    В ФЗ Об оружии предусмотрены виды огнестрельного оружия, приобретаемые без лицензии или приобретаемые по лицензии на коллекционирование оружия, но не подлежащие регистрации. К указанным видам оружия отнесены спортивное огнестрельное гладкоствольное короткоствольное оружие и огнестрельное оружие, имеющее культурную ценность.
    Правила приобретения спортивного огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия и огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, не отнесенного к старинному (антикварному) оружию, не предусмотрены. Поэтому указанные виды огнестрельного оружия приобретаются без лицензии и не подлежат регистрации, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ. При этом в законодательстве РФ отсутствуют положения, содержащие критерии отнесения гладкоствольных пистолетов и револьверов, являющихся огнестрельным оружием, к спортивному оружию, или запрет их отнесения к спортивному оружию либо запрет на оборот таких спортивных пистолетов и револьверов на территории РФ, а также не предусмотрены признаки, отграничивающие такие пистолеты и револьверы от других видов огнестрельного оружия. Не предусмотрены и правила оборота на территории РФ короткоствольного огнестрельного оружия, отнесенного к спортивному в другом государстве, поэтому правила оборота такого оружия могут быть определены только международным договором РФ.
    Оружие, имеющее культурную ценность, как отдельный вид гражданского оружия было введено в ФЗ Об оружии только в 2012 году, но запрет распространения Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему был введен в 1998 году.
    Указанный запрет означает отсутствие правил хранения оружия, имеющего культурную ценность, и совершения многих других действий с ним.
    С 2012 года введены правила приобретения части видов старинного (антикварного) оружия, а с 2018 года введены новые правила приобретения всех видов указанного оружия.
    Старинное (антикварное) огнестрельное оружие регистрации не подлежит. При этом с 2012 по 2017 год указанное длинноствольное оружие могло приобретаться без лицензии гражданами РФ, достигшими возраста 18 лет, а правила приобретения указанного короткоствольного оружия предусмотрены не были.
    С 1 января 2018 года старинное (антикварное) оружие могут приобретать граждане, имеющие лицензию на коллекционирование оружия, но регистрации данного оружия и правил его хранения, перевозки, передачи и сбыта не предусмотрено. В ФЗ Об оружии не предусмотрены правила хранения и иного оборота старинного (антикварного) оружия, приобретенного до конца 2017 года. Поэтому данное оружие может храниться любыми лицами, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
    Существуют виды огнестрельного оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, но четкие критерии их отличия от гражданского огнестрельного оружия и запрет на их отнесение к таковому путем их сертификации в качестве конкретного вида гражданского оружия отсутствуют. Поэтому приобретаться без лицензии или иных ограничений указанные виды оружия могут до их отнесения к гражданскому оружию, приобретаемому по лицензии или иным основаниям, предусмотренным ФЗ Об оружии.
    В законодательстве СССР также существовали виды огнестрельного оружия, приобретаемые без разрешения и регистрации в органах милиции (гладкоствольные охотничьи ружья (до 1975 года), огнестрельное оружие, изготовленное до 1870 года, и т.п.), поэтому проблема применения уголовной ответственности за небрежное хранение огнестрельного оружие, создавшее условия для его использование другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия (ст. 219 УК РСФСР 1960 года и соответствующие статьи УК других союзных республик), была актуальна и в СССР. Более того, в законодательстве СССР не предусматривалась обязанность хранения гражданами оружия в сейфе и других специальных правил его хранения (ружье могло законно висеть на стене в любой комнате).
    ФЗ Об оружии предусмотрены ограничения на оборот патронов к оружию, приобретаемому по лицензии и подлежащему регистрации, и для их приобретения, хранения и иного оборота необходимо получение разрешения на хранение соответствующего вида оружия или лицензий на производство оружия или торговлю им, которые могут быть выданы только юридическим лицам.
    Учитывая отсутствие запрета на приобретение патронов к оружию в целях коллекционирования и наличие права на коллекционирование патронов к оружию, возможно приобретение любых патронов к оружию, не запрещенных к обороту, по лицензии на коллекционирование оружия, но подразумевается, что патроны, приобретенные по данной лицензии, не могут быть использованы в оружии, а четкие правила приобретения и иного оборота патронов к оружию по лицензии на коллекционирование оружия не предусмотрены.
    В ФЗ Об оружии предусмотрен запрет приобретения веществ и материалов (пороха, капсюлей), предназначенных для самостоятельного снаряжения патронов либо для заряжания оружия, имеющего культурную ценность, лицами, не имеющими разрешений на хранение и ношение охотничьего или спортивного огнестрельного длинноствольного оружия.
    Четкие критерии отличия патронов к видам огнестрельного оружия, приобретаемым по лицензии и подлежащим регистрации в уполномоченном органе, от патронов к различным видам огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, спортивного огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия и огнестрельного оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, в ФЗ Об оружии отсутствуют. Поэтому многие образцы указанного огнестрельного оружия могут быть законно приобретены лицами, не имеющими лицензий на приобретение оружия или разрешений на его хранение, без права на приобретение патронов к ним, или веществ и материалов (пороха, капсюлей), предназначенных для самостоятельного снаряжения патронов либо для заряжания оружия, имеющего культурную ценность. При этом не исключено отнесение унитарных патронов к конкретным образцам огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, или спортивного огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия либо огнестрельного оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, к патронам, не предусмотренным ФЗ Об оружии в качестве патронов к видам гражданского оружия, приобретаемого по лицензии и подлежащего регистрации, и, следовательно, введение права на их свободное приобретение.
    Отсутствие у владельцев огнестрельного оружия, приобретаемого без лицензии и (или) не подлежащего регистрации, права на приобретение без разрешительных документов на другие виды гражданского огнестрельного оружия основных типов патронов к огнестрельному оружию, а также веществ и материалов (пороха, капсюлей), предназначенных для самостоятельного снаряжение патронов либо для заряжания оружия, имеющего культурную ценность, не означает невозможности возникновения последствий, предусмотренных ст. 224 УК РФ, поскольку другое лицо, получившее доступ к оружию, может владеть патронами к нему или порохом законно или незаконно. При этом не исключено законное или незаконное нахождение патронов к оружию или пороха у самого владельца оружия, а право на хранение капсюлей имеет любое лицо и их незаконный оборот не влечет ответственности, за исключением их незаконной продажи (ст. 14.2 КоАП РФ). Более того, для возникновения тяжких последствий в результате небрежного хранения огнестрельного оружия производство выстрела из него необязательно, учитывая диспозицию ст. 224 УК РФ и возможное их возникновение при использовании оружия без стрельбы (нанесение ударов корпусом оружия, возникновение при угрозе оружием испуга, повлекшего причинение вреда здоровью потерпевшего или его смерть и т.п.).
    Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ст. 224 УК РФ четкого указания на наличие ответственности только для законных владельцев огнестрельного оружия, подлежащего регистрации в уполномоченном органе, или для законных владельцев всех видов огнестрельного оружия, приобретение которых ограничено, создавших условия для их использования лицами, не имеющими права на их приобретение, если это повлекло тяжкие последствия, либо для всех законных владельцев огнестрельного оружия, допускающих такое обращение с ним других лиц, которое заведомо может повлечь тяжкие последствия и влечет их наступление.
    Уголовная ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, была введена только в УК РСФСР 1960 года (ст. 219). При этом до 1975 года не предусматривалась регистрация в милиции гладкоствольных охотничьих ружей, которые с 1959 года приобретались во многих регионах СССР по охотничьим билетам с регистрацией в них, а в промысловых районах указанные ограничения на их приобретение отсутствовали. Поэтому применение ст. 219 УК РСФСР к случаям небрежного хранения гладкоствольных охотничьих ружей было затруднительным.
    В СССР ряд предметов, не предназначенных для поражения цели или причинения смерти человеку, исключили из перечня видов огнестрельного оружия (ракетницы, стартовые, строительно-монтажные и газовые пистолеты и револьверы), а на огнестрельное оружие, изготовленное до 1870 года, разрешительная система не распространялась. При этом к оружию в законодательстве СССР и РФ до 1994 года относили патроны и части оружия, а в Законе РФ Об оружии 1993 года к оружию относили его основные части, определяющие его функциональное назначение.
    Применение ст. 224 УК РФ ограничено в отношении части видов огнестрельного оружия, учитывая отнесение в ФЗ Об оружии газового и сигнального оружия к отдельным видам оружия, отсутствие в перечне видов оружия строительно-монтажных пистолетов, отнесенных к предметам хозяйственно-бытового назначения, и наличие до 1998 года в Правилах оборота оружия и патронов к нему права на хранение в частных коллекциях без получения разрешения оружия, из которого производство выстрела исключено, а также введение с 1998 года запрета применения правил хранения оружия, не имеющего культурной ценности, к оружию, имеющему культурную ценность. При этом к газовому оружию до 2011 года были отнесены не только пистолеты и револьверы, имеющие в стволах рассекатели, препятствующие выстрелу любым типом твердого метаемого снаряжения (пулей, дробью и т.п.), но и имеющие рассекатели, позволяющие производить выстрелы метаемым снаряжением из мягких материалов (резиновой пулей, дробью и т.п.), а в 1997 году было введено понятие огнестрельного бесствольного оружия с патронами травматического, газового и светозвукового действия.
    Привлечение к ответственности по ст. 224 УК РФ за небрежное хранение травматических пистолетов и револьверов, имеющих ствол, стало окончательно возможно только с 2011 года, а привлечение к ответственности по данной норме за небрежное хранение огнестрельного бесствольного оружия до 2011 года было затруднительным и могло быть признано незаконным по причине их конструктивного сходства с газовым оружием или наличия удельной энергии, составляющей менее 0,5 Дж на мм2. При этом часть образцов травматических пистолетов и револьверов, сертифицированных как газовое оружие, до настоящего времени не сертифицированы как огнестрельное оружие ограниченного поражения, что создает трудности при решении вопроса об ответственности их владельцев и других лиц за конкретные незаконные действия.
    Конструктивно сходные с огнестрельным оружием пистолеты, револьверы и другие подобные устройства, имеющие удельную энергию не более 0,5 Дж на мм2, но не отнесенные к огнестрельному оружию ограниченного поражения и другим видам оружия по причине отсутствия в стволе рассекателя необходимого размера или наличия нарезного ствола, отнесены к конструктивно сходным с оружием изделиям и находятся в свободном обороте.
    В законодательстве части стран мира предусмотрена уголовная ответственность за небрежное хранение опасного оружия или его передачу другим лицам.
    В УК Кыргызстана установлена ответственность за ненадлежащее, в силу легкомыслия или небрежности, хранение огнестрельного оружия, газового оружия и гладкоствольного оружия, предназначенного для стрельбы патронами травматического действия, создавшее условия для их использования другим лицом, если это повлекло тяжкий вред (ст. 255), к которому в Приложении 1 к данному УК отнесены причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку и последствия, прямо не относящиеся к причинению вреда здоровью человека.
    Ограничения на оборот оружия в Российской империи, РСФСР и СССР часто были менее строгими, чем установленные в РФ, поскольку долгое время разрешалось свободное приобретение холодного оружия, многих видов огнестрельного оружия (в Российской империи), мелкокалиберных винтовок (до 1938 года и с 1954 по 1956 год), охотничьих ружей (до 1940 года и с 1953 по 1959 год) и ряда других видов оружия (в частности, не было ограничений на оборот огнестрельного оружия, изготовленного до 1870 года). При этом встречались и запреты к обороту видов оружия, разрешенных к обороту в РФ (в частности, в разное время, в Российской империи запрещался оборот или только ношение духовых ружей, пистолетов и револьверов, действующих без пороха, и тростей с вделанными в них потаенными кинжалами, клинками и с другими орудиями). В СССР национальное холодное оружие приобреталось без разрешения органов милиции на территории тех местностей, где оно являлось принадлежностью национального костюма. Не требовалось наличия разрешения органов милиции и на хранение кортиков, выдаваемых офицерам, данные о которых вносились в удостоверение личности офицера.
    Отсутствие уголовной ответственности за незаконный оборот оружия или его декриминализация не влияли на ухудшение криминогенной обстановки в государстве, поскольку данные изменения законодательства часто происходили в мирное время и не влекли серьезных негативных изменений в функционировании государства.
    В частности, в законодательстве Российской империи не предусматривалось ответственности за любой незаконный оборот оружия, а многие нарушения правил его оборота (включая хранение и ношение запрещенного оружия) являлись уголовными проступками или другими нарушениями, не относимыми к преступлениям.
    В Уголовном Уложении Великого Княжества Финляндского, являвшегося автономной территорией в составе Российской империи, ответственность за любые нарушения правил оборота оружия и оборот запрещенного оружия не предусматривалась. При этом ответственность была предусмотрена за производство выстрела в нарушение установленных правил и в случаях, когда могут пострадать люди, и за противоправное применение или попытку применения против другого человека оружия, ножа, меча или иного опасного для жизни человека предмета.
    В СССР незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия был декриминализирован с 1924 по 1926 год, а незаконный оборот всех видов огнестрельного гладкоствольного оружия – с 1932 по 1933 год, при этом незаконный оборот охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом был криминализирован в РСФСР и части других союзных республик в 1961 году, а на общесоюзном уровне – в 1974 году.
    В УК Эстонской ССР до 1974 года была предусмотрена ответственность лишь за заведомо незаконный оборот огнестрельного оружия, за исключением гладкоствольного охотничьего, боеприпасов и взрывчатых веществ (ст. 207), а максимальное наказание за его совершение не превышало 1,5 лет лишения свободы. В 1974 году данные положения УК Эстонской ССР были отменены общесоюзным законом, установившим за незаконный оборот огнестрельного оружия, за исключением гладкоствольного охотничьего, боеприпасов и взрывчатых веществ лишение свободы на срок до 5 лет и отменившим признак заведомости незаконного оборота указанных предметов. Ответственность за незаконные действия с холодным оружием в УК Эстонской ССР не предусматривалась.
    Незаконный оборот охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия не являлся преступлением в СССР и РФ до вступления в силу УК РФ 1996 г. В РФ незаконный оборот всех видов огнестрельного гладкоствольного оружия был декриминализирован с 2003 по 2004 год, а незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия и незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия – с 2003 по 2011 год.
    Указанные изменения законодательства об обороте оружия и ответственности за его незаконный оборот свидетельствует об отсутствии опасности в самих фактах отмены ограничений на оборот различных видов оружия или декриминализации их незаконного оборота. При этом наличие существенных ограничений и запретов на оборот оружия делает законопослушных граждан и лиц без гражданства уязвимыми перед преступниками, нападающими как с применением оружия, так и без его применения, поскольку преступники, осознавая общую невооруженность населения, могут совершать любые тяжкие преступления. При этом наиболее строгие ограничения на оборот оружия и наказания за его незаконный оборот (в особенности, наказание в виде лишения свободы, установленное за незаконные действия с оружием, не сопряженные с совершением насильственных преступлений и не повлекшие тяжких последствий) могут провоцировать преступников на совершение наиболее тяжких преступлений, включая умышленное причинение наиболее тяжкого вреда здоровью человека или убийство.
    Недостатком декриминализации незаконного оборота гладкоствольного или всех видов охотничьего огнестрельного оружия либо гражданского или всех видов гладкоствольного огнестрельного оружия и сохранения уголовной ответственности за незаконный оборот иных видов оружия является отсутствие учета степени опасности конкретных видов оружия и незаконного оборота опасных видов оружия, повлекшего тяжкие последствия, как общественно опасного деяния, поскольку степень опасности незаконного оборота оружия определяется его поражающей способностью, возможностью его эффективного использования для нападения и наличием тяжких последствий в результате его использования. Поэтому необходима декриминализация именно незаконного оборота огнестрельного оружия, не повлекшего тяжких последствий, и полная декриминализация незаконного оборота видов оружия, не представляющих большей опасности, чем распространенные в быту предметы или виды, оружия, за незаконный оборот которых не предусмотрена уголовная ответственность.
    Учитывая вышеизложенное, наиболее правильным решением проблемы распределения мер ответственности и наказаний за незаконный оборот огнестрельного оружия и его небрежное хранение является установление в ст. 224 УК РФ ответственности за нарушение законным владельцем огнестрельного оружия правил хранения огнестрельного оружия, приобретаемого по лицензии и подлежащего регистрации в уполномоченных органах, создавшее условия для его использования другим лицом, заведомо не имеющим права на приобретение указанного оружия или лицом, допускающим опасные нарушения правил обращения с огнестрельным оружием, либо явно представляющим опасность для себя или окружающих, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, введение уголовной ответственности за незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия, ограниченных или запрещенных к обороту на территории РФ, повлекший тяжкие последствия, и декриминализация незаконного оборота видов огнестрельного оружия, предусмотренных в ст. 222 и 223 УК РФ, не повлекшего тяжких последствий, и незаконных действий с холодным, метательным и газовым оружием, при распределении мер административной и уголовной ответственности за незаконные действия с различными видами оружия по степени опасности как видов оружия, так и наступивших последствий.
    При декриминализации незаконного оборота огнестрельного оружия и патронов к нему, не повлекшего тяжких последствий, возможна и замена ответственности за незаконный оборот указанного оружия и патронов ответственностью только за несообщение властям о наличии у себя или в своем жилище огнестрельного оружия и других предметов, за незаконный оборот которых предусмотрена уголовная ответственность, или несдачу указанных предметов в срок, установленный властями, если это повлекло тяжкие последствия.
    Подобная ответственность предусмотрена, например, в УК Италии, в котором наказуемыми деяниями являются несообщение властям об имеющихся у себя или в своем жилище взрывчатых или опасных воспламеняющихся веществ и несдачу их властям в установленный срок (ст. 679) и за указанные деяния, совершенные в отношении оружия и огнестрельных боеприпасов (ст. 697 и 698). Данные деяния, предусмотренные УК Италии, отнесены к уголовным проступкам, а не к преступлениям.
    При внесении данных изменений необходимо четкое распределение предметов, не отнесенных к оружию, отнесенных к оружию, приобретаемому без лицензии и регистрации, или отнесенных к оружию, приобретение которого ограничено лицензированием и регистрацией, по степени их опасности.

    Регион: Москва | Просмотров: 19 | Добавил: bukhalov | Рейтинг: 0.0/0 |



    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Москва, Президенту... © 2019
    Форма входа
    Логин:
    Пароль:
    Поиск
    Календарь
    «  Август 2019  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031
    Архив писем
    Регионы
    Республика Адыгея [8]
    Республика Алтай [6]
    Республика Башкортостан [47]
    Республика Бурятия [10]
    Республика Дагестан [20]
    Республика Ингушетия [1]
    Кабардино-Балкарская Республика [6]
    Республика Калмыкия [2]
    Карачаево-Черкесская Республика [1]
    Республика Карелия [25]
    Республика Коми [14]
    Республика Крым [5]
    Республика Марий Эл [1]
    Республика Мордовия [5]
    Республика Саха (Якутия) [12]
    Республика Северная Осетия — Алания [10]
    Республика Татарстан [29]
    Республика Тыва (Тува) [3]
    Удмуртская Республика [15]
    Республика Хакасия [2]
    Чеченская Республика [3]
    Чувашская Республика [5]
    Алтайский край [19]
    Забайкальский край [16]
    Камчатский край [9]
    Краснодарский край [65]
    Красноярский край [30]
    Пермский край [26]
    Приморский край [26]
    Ставропольский край [36]
    Хабаровский край [16]
    Амурская область [23]
    Архангельская область [11]
    Астраханская область [6]
    Белгородская область [21]
    Брянская область [11]
    Владимирская область [16]
    Волгоградская область [23]
    Вологодская область [4]
    Воронежская область [24]
    Ивановская область [6]
    Иркутская область [22]
    Калининградская область [40]
    Калужская область [18]
    Кемеровская область [30]
    Кировская область [4]
    Костромская область [8]
    Курганская область [13]
    Курская область [20]
    Ленинградская область [30]
    Липецкая область [12]
    Магаданская область [3]
    Московская область [166]
    Мурманская область [11]
    Нижегородская область [23]
    Новгородская область [8]
    Новосибирская область [41]
    Омская область [22]
    Оренбургская область [16]
    Орловская область [5]
    Пензенская область [10]
    Псковская область [56]
    Ростовская область [84]
    Рязанская область [13]
    Самарская область [23]
    Саратовская область [60]
    Сахалинская область [10]
    Свердловская область [42]
    Смоленская область [6]
    Тамбовская область [9]
    Тверская область [45]
    Томская область [13]
    Тульская область [6]
    Тюменская область [9]
    Ульяновская область [17]
    Челябинская область [54]
    Ярославская область [7]
    Москва [851]
    Санкт-Петербург [63]
    Еврейская АО [6]
    Ненецкий АО [0]
    Ханты-Мансийский АО - Югра [11]
    Чукотский АО [1]
    Ямало-Ненецкий АО [9]
    Азербайджан [0]
    Армения [2]
    Беларусь [1]
    Грузия [1]
    Казахстан [6]
    Кыргызстан [1]
    Латвия [1]
    Литва [0]
    Молдова [4]
    Таджикистан [2]
    Туркменистан [0]
    Узбекистан [5]
    Украина [11]
    Эстония [0]
    Австралия и Океания [0]
    Азия [1]
    Африка [1]
    Европа [6]
    Северная Америка [2]
    Южная Америка [0]